Моделирование процесса формирования и развития организационной культуры
Наше общество все яснее осознает, что проблему настоящего и будущего не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Согласно исследованию, проведенному институтом Бателля, все более исключаются общепризнанные ценности как: дисциплина, послушание, иерархия, достижение, карьера, власть, централизация. Им на смену приходят другие. Такие как: самоопределение, участие, коллектив, раскрытие личности, ориентирование на потребности, творчество, способность идти на компромиссы, децентрализация. Наглядный пример того, как на смену старым принципам приходят новые, является такая автомобильная компания как БМВ. Эта компания пропагандирует ориентированную на ценности кадровую политику. Специалистами компании были составлены следующие руководящие принципы:
- Стратегическая кадровая политика должна учитывать влияние среды, окружающей предприятие.
- Общественное развитие и изменение в человеке представляют особую важность.
- Представление о ценностях у сотрудников является фундаментальной основой их деятельности, поэтому они должны учитываться при долгосрочном планировании кадровой политики.
- В дальнейшем изменение ценностей должны распознаваться по возможности заблаговременно. Необходимо стремиться к наиболее полному соответствию идеалов общества, сотрудников и предприятия.
Такая кадровая политика помогла согласовать с одной стороны экономичность и производительность, а с другой - ориентацию на потребности и представление сотрудников о ценностях , и тем самым помогла избежать конфликтов между организацией и сотрудниками.
Базовая модель формирования организационной культуры.
Организационная культура не возникает сама по себе. Несмотря на то, что процесс ее возникновения может развиваться разными способами, обычно он включает в себе следующие этапы.
1. У конкретного человека появляется идея о создании нового предприятия.
2. "Создатель" создает костяк организации - группу, которая разделяет его взгляды. Это означает, что каждый в группе считает идею организации отличной, стоящей, чтобы из-за нее рисковать.
3. Эта группа делает шаги для создания организации, путем расширения фондов, завоевания рыночного пространства и т.д.
4. На этом этапе происходит набор сотрудников и начинает формироваться история фирмы. Как и любая другая культура она зарождается в глубине человеческого сознания, характеризующегося на первом этапе конкретным поведением.
Дальше возникновение культуры можно проследить по схеме:
РЫНОК |
ОБЩЕСТВО | |||||||||||||
КУЛЬТУРА ФИРМЫ | ||||||||||||||
ПРОЯ ВЛЯ ЕТСЯ |
ЧЕРЕЗ | |||||||||||||
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ | ||||||||||||||
ИЗ НИХ |
ВЫВОДИТСЯ | |||||||||||||
НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ | ||||||||||||||
КОТОРАЯ |
ВЛИЯ ЕТ НА | |||||||||||||
КОНКРЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ||||||||||||||