Современная ситуация на рынке оценки земель в городском секторе экономики и связанной с ними недвижимости
Программно-методическое обеспечение (ПМО) подсистемы «Кадастровая оценка земель» должно удовлетворять следующим требованиям.
1. Полнота и адекватность учета фактора. В ПМО должны учитываться все основные факторы, влияющие на оценку с точки зрения различных видов функционального использования:
- локализационные факторы, связанные с удорожанием строительства в зависимости от физико-географических и инженерно-геологических характеристик территории, таких как уклоны рельефа, несущая способность грунтов, уровень залегания грунтовых вод, карстовые явления, наличие подработанных территорий и др.;
- экологические факторы, связанные с ущербами реципиентам в зависимости от загрязненности атмосферы окружающей среды, шума, магнитных излучений, загрязненности почв. Эти ущербы должны быть выражены непосредственно в стоимостной форме и сопоставлены со стоимостью возможных мероприятий, направленных на снижение уровня загрязнений;
- факторы отчуждения из-под существующего использования, такие как оценка затрат на вынос (перенос) производственных и коммунальных объектов, занимающих ценные городские территории, а также оценка затрат на проведение мероприятий по реконструкции территорий;
- коммуникационные факторы, представляющие собой оценку затрат людьми времени на передвижения в городе, затрат на пассажире- и грузоперевозки. При этом должны учитываться все виды передвижений в городе: к месту жительства, местам приложения труда и объектам сферы услуг.Это требует специального, тщательного моделирования условий транспортных сообщений (препятствий всех видов, магистралей улично-дорожной сети и сети метрополитена) и характеристик коммуникационных связей между всеми городскими функциями, включая точечные функциональные объекты, такие как вокзалы, рынки, ярмарки, торговые центры и т.д.;
- инфраструктурные факторы, связанные проблемно-ориентированным учетом предшествующих вложений в общегородскую транспортную и инженерную инфраструктуры;
-
- факторы престижа и репутации районов города с точки зрения различных функций.
2. Непосредственно стоимостная форма учета факторов. Пофакторная оценка должна осуществляться не в баллах, а непосредственно в стоимостной форме, позволяющей свести к минимуму роль экспертных оценок и тем самым в максимальной степени объективизировать сводную оценку земли. Сведения пофакторных балльных оценок в единую оценку с помощью взвешивающих коэффициентов следует по возможности избегать.
3. Модельная и алгоритмическая реализуемость. Реализация перечисленных требований к ПМО возможна только в рамках корректного математического моделирования и построения вычислительных процедур, осуществимых на реальной доступной вычислительной: технике за приемлемое время и без чрезмерных требований к машинной памяти.
4. Возможность информационного обеспечения. Программно- методическое обеспечение, используемое для кадастровой оценки городских земель, должно быть также реализуемым с точки зрения возможности информационного обеспечения в сегодняшних условиях, с учетом реально существующих и готовых к сотрудничеству организаций - источников данных, взаимодействие с которыми должно реализовываться в сроки, установленные для разработки системы.
Состав необходимой информации и возможные источники ее получения являются неотъемлемым атрибутом методически правильной постановки задачи.
5. Наличие необходимого задела или опорной разработки. Потребность неотложного решения проблемы и жесткие сроки разработки земельных кадастров городов не позволяют рассчитывать на разработку ПМО с нуля.Степень готовности имеющихся разработок является важным критерием при отборе их для использования в качестве базового ПМО кадастровой оценки земель. Наилучшая ситуация - наличие готовой разработки, удовлетворяющей
все требования и нуждающейся лишь в адаптации к задачам кадастровой оценки и частичного развития.
6. Взаимодействие с градостроительными задачами. Все перечисленные выше требования в равной мере относятся к градостроительным задачам комплексной оценки и функционального зонирования территории, решаемым при разработке генеральных планов городов. По существу, речь идет о, программно-методическом обеспечении, включающем комплекс взаимосвязанных расчетов градостроительной и • кадастровой оценки и функционального зонирования территории. Требование тесного взаимодействия земельного кадастра с градостроительным кадастром содержится в нормативных документах.
Программно-методическое обеспечение, удовлетворяющее все перечисленные выше требования и неоднократно апробированное, существует. Это пакет прикладных программ для комплексной оценки и функционального зонирования территории города (ППП ФЗГ), разработанный в ЦНИИП градостроительства в период 1975-1990гг., применяющийся при разработке генеральных планов многих крупных городов (Еревана, Ташкента, Алма-Ата, Николаева, Иркутска, Омска, Саратова и др.) и получивший в последние годы развитие непосредственно в направлении кадастровой оценки городских земель (см.: Лобанова Е.И. Экономическая оценка недвижимости. - Новосибирск: СГГА, 1997).