ФОРЭМ
Таблица 1
Тарифы на электрическую мощность на оптовом рынке (ФОРЭМ) и
на потребительском рынке в 1997 г.
Объединенная энергосистема |
Тариф на ФОРЭМ, руб./(кВт*ч) |
Тариф на розничном рынке, руб./(кВт*ч) |
Северо-запада |
136-143 |
259 |
Центра |
122-143 |
290 |
Волги |
132-143 |
305 |
Северного Кавказа |
143 |
430 |
Урала |
138-143 |
228 |
Сибири |
43-105 |
129 |
Востока |
72-257 |
368 |
Очевидно, что решить проблему снижения тарифов таким простым путем, как вывод всех желающих на оптовый рынок и отпуск им электрической энергии по тарифу ФОРЭМ, невозможно, поскольку система так называемого перекрестного финансирования (снижение тарифа одним потребителям за счет повышения другим) в этом случае вызовет еще большее увеличение тарифа оставшимся регулируемым потребителям розничного рынка. Следовательно, принимать решение об участии отдельных энергоемких потребителей в оптовом рынке нельзя в отрыве от упорядочения системы установления тарифов на розничном рынке. Правительственные распоряжения об установлении тарифов на электрическую энергию в соответствии с реальной стоимостью ее производства и передачи носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего РЭКи не стремятся принимать непопулярные решения о повышении тарифов для населения и сельскохозяйственных потребителей. С той же позиции будут отвергаться просьбы потребителей о выходе на оптовый рынок, поскольку это приведет к повышению тарифов для потребителей, остающихся на розничном рынке. Сокращение ущерба от повышения тарифов может быть достигнуто адресной помощью малоимущим группам населения и бюджетным финансированием сельскохозяйственных, коммунально-бытовых и социальных учреждений и организаций. Снижение тарифа за этот счет для крупных потребителей в большинстве случаев снимет проблему повышенной себестоимости их продукции из-за высокой стоимости энергоресурсов и сократит число претендентов на выход на оптовый рынок.
Развитию конкурентного рынка электрической энергии должна способствовать также организация действенного соревнования между оптовым (ФОРЭМ) и розничным (АО-энерго) продавцами за крупного потребителя. Существует категория оптовых покупателей-перепродавцов, пользующаяся льготным тарифом, установленным исходя из того, что значительную часть их абонентов составляет население. Данное обстоятельство определяет и основную долю оплаты, получаемую покупателем-перепродавцом от своих абонентов, в виде денежных средств. Однако эти денежные средства для оплаты отпущенной АО-энерго электроэнергии, как правило, не используются, что ставит энергоснабжающие организации в неравноправные условия. Вывод на ФОРЭМ наряду с энергоемкими потребителями оптовых покупателей-перепродавцов будет способствовать приведению тарифов для абонентов последних в соответствие с реальной стоимостью производства и передачи электрической энергии и увеличит поступление денежных средств производителям. Оценочные расчеты показывают, что только перевод категории оптовых покупателей-перепродавцов на ФОРЭМ в масштабе ЕЭС России позволит снизить тарифы для промышленных потребителей на 8 – 10%.
Выводы:
1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не соответствует реальным затратам на производство, передачу и распределение электрической энергии для конкретных потребителей.
2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей.
3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.