ФОРЭМ
ФОРЭМ –
федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)[3], созданный Правительством РФ в 1996 г. Субъектами ФОРЭМа являются: РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление «ЕЭС России», государственное предприятие – концерн «Росэнергоатом», электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации и другие энергоснабжающие организации, отдельные крупные потребители электрической энергии. Основными целями функционирования ФОРЭМ являются:
· обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации;
· формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции, включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электрической энергии, имеющих общенациональное значение;
· выравнивание уровня тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с ФОРЭМа;
· обеспечение принципа установления тарифов для потребителей субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в зависимости от энергоемкости выпускаемой ими продукции, влияния на совмещенный график электрической нагрузки и уровня работы по энергосбережению.
В постановлении указано, что электрическая энергия вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества «ЕЭС России», акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции. Действиями ФОРЭМа руководит Федеральная энергетическая комиссия РФ, которая при установлении тарифов на электрическую энергию должна предусматривать полную компенсацию обоснованных затрат производителей электрической энергии и получение ими необходимой прибыли исходя из условий самофинансирования. При образовании ФОРЭМа в 1996 г. ФЭК предписывалось разработать систему двухставочных тарифов на электрическую энергию и тарифов, дифференцированных по времени (сезонных и внутрисуточных), уровням напряжения и объемам электропотребления.
Организатором функционирования и развития ФОРЭМа является Российское акционерное общество «ЕЭС России», которое выполняет расчеты плановых балансов электрической энергии и мощности, а также балансов стоимости электрической энергии, на основе которых формируются цены ФОРЭМа.
Для того чтобы повысить уровень сбора денежных средств были утверждены особенности применения тарифов на электрическую энергию, которые заключались в полной 100% оплата текущих платежей, из которых текущие платежи за 50% объема полученной электрической энергии (мощности) оплачивались денежными средствами. С момента организации ФОРЭМа и принятия решения о возможности участия в ФОРЭМ крупных энергоемких потребителей поступило значительное количество заявок отдельных потребителей. В частности, только в металлургической отрасли выразили желание выйти на оптовый рынок более 150 предприятий. Предоставление возможности выхода на ФОРЭМ можно считать явлением, создающим конкурентную среду для производителей потребителей электроэнергии. Тем не менее ситуация перехода многих потребителей с розничного рынка на оптовый говорит о наличии недостатков у первого.
До последнего времени тарифы на розничном рынке формировались в соответствии с Положением о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденным в 1992 г. Этим положением признается наличие нерегулируемых потребителей (тариф им устанавливается вне связи с реальной стоимостью выработки и доставки энергии) и льготных категорий потребителей. По этой причине другие группы и категории потребителей, отнесенные к «регулируемым», принимают на себя потери от пониженных тарифов «нерегулируемым» и льготным потребителям. В результате тарифы, устанавливаемые РЭК на потребительском рынке, существенно отличаются для разных групп потребителей. Отсюда следует, что установленные на потребительском рынке тарифы не соответствуют реальной стоимости производства и передачи электроэнергии потребителю: тарифы для крупных промышленных потребителей значительно превышают таковые для сельскохозяйственных потребителей, населения и покупателей-перепродавцов, хотя стоимость передачи электроэнергии для этих групп потребителей значительно выше, так как их электроснабжение осуществляется на низших классах напряжения. Таким несоответствием объясняется массовое желание крупных потребителей выйти на оптовый рынок, где тарифы, устанавливаемые РЭК, значительно ниже действующих на потребительском рынке (см. табл. 1).