Правовые основы контроля за исполнением распорядительных документов.
Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Еще одним нормативным документом, укрепляющим систему контроля и исполнительскую дисциплину, стал Указ Президента Российской Федерации № 1536 от 6 ноября 1996 года “О мерах по совершенствованию организации контроля и проверки исполнения поручений Президента Российской Федерации”.[31]
Появление этого указа прежде всего вызвано исключительной важностью проблемы укрепления исполнительской дисциплины в органах государственной власти.
Указом установлена персональная ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за своевременное и полное исполнение поручений Президента Российской Федерации. Определен порядок информирования главы государства о фактах несвоевременного или ненадлежащего исполнения либо неисполнения его поручений.
В осуществлении этой задачи особая роль возлагается на Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, которое призвано выполнять ведущую и координирующую роль в организации контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений главы государства.
Особо следует подчеркнуть, что данным Указом предусматривается введение системы упреждающего контроля. Это означает, что руководители органов исполнительной власти обязаны заблаговременно, то есть до истечения срока исполнения, представлять в Главное контрольное управление промежуточную информацию о принятых мерах по исполнению поручений главы государства.
Не способствует, по нашему мнению, улучшению ситуации и тот факт, что ранее существовавшие окружные инспекции Главного контрольного управления Президента РФ, после учреждения института полномочных представителей Президента России в федеральных округах были включены в их аппарат в качестве отделов ( как, например, Южная инспекция Главного контрольного управления), что несколько в общем несколько понижает их статус.[32]
Все вышеперечисленные нормативные документы определяют основные параметры системы контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Непосредственно в субъекте федерации контрольные органы осуществляют свою работу на основании регламентов и положений об их работе.
В своей работе контрольные органы Администрации Ростовской области руководствуются постановлением Главы Администрации Ростовской области (Губернатора) от 16 мая 1997 года "О Регламенте работы Аппарата Ростовской области".[33] Раздел четырнадцатый Регламента полностью посвящен организации контроля исполнения документов.
Согласно Регламента, определяется организационная структура системы контроля, порядок работы должностных лиц с контролируемыми документами, меры по своевременному предупреждению возможных срывов сроков исполнения, порядок регулярного информирования Главы Администрации, о ходе исполнения документов как в администрации области, так и в ее отделах, управлениях, комитетах, департаментах, муниципальных образованиях. Регламент требует выполнения основной задачи - обеспечить полное и своевременное выполнение принимаемых решений и качественное исполнение документов.
Согласно Регламента работы Администрации Ростовской области, в аппарате администрации области контролю подлежат следующие документы:
- резолюции руководства по указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, федеральным законам, постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации – юридическим комитетом;
- указы и распоряжения Главы Администрации области, постановления и распоряжения Администрации области, областные законы и решения Законодательного Собрания (в части, касающейся деятельности Администрации области) – сектором контроля общего отдела;
- поручения Главы Администрации (Губернатора) области – сектором контроля общего отдела;
- письма и обращения граждан – службой писем и приема граждан;