Оценка и анализ внешней среды.
После установления миссии и целей начинается диагностический этап процесса стратегического планирования. Первое—изучение внешней среды. Оценка идёт по 3 параметрам:
1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. (Пример: оценка изменений цен на сырьё, которое используется в производстве.);
2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам;
3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путём корректировки плана.
Ø “АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности угрозы для фирмы”1.
“Анализ внешней среды даёт организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разборки системы раннего предупреждения на случай возможных гроз и время на разборку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности”1.
Роль анализа в процессе стратегического планирования заключается в ответе на 3 вопроса:
1. Где сейчас находится организация?
2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где её хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, выделяют в 7 областей. Это—экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.