Характеристика и анализ профилей конкурентов
1.
Общая характеристика исследуемых компаний и ситуация в отрасли.
В данной главе будут рассматриваться профили двух российских автогигантов – Волжского и Ижевского автомобильных заводов, причём сравнение профилей будет происходить от лица АВТОВАЗа и все рекомендации в третьей главе будут в его пользу. Соответственно, ИЖМАШ выступает в роли конкурента.
На сегодняшний день ситуация в области российского автомобилестроения такова, что легковые автомобили самого распространённого класса (малолитражные) выпускают два вышеназванных автозавода. Причём номенклатура изделий Волжского автозавода значительно шире, оно и понятно – финансовое положение завода гораздо лучше, чем у конкурента. Оставшиеся два автозавода – ГАЗ и УАЗ не являются конкурентами ВАЗа, так как они удовлетворяют потребности совсем других рынков. Так, ГАЗ производит автомобили класса «С», то есть на класс больше, чем у ВАЗа и ИЖа («В»), а также грузопассажирские микроавтобусы и грузовики. УАЗ занят производством полноприводных автомобилей и удовлетворяет, в основном, нужды российской армии на основе госзаказов. Оставшийся завод – ИЖМАШ – и является главным и единственным конкурентом.
После прихода в Россию рыночной экономики понятие конкуренции стало актуальным и для некогда мирно сосуществовавших автозаводов. Причём сегодня у ВАЗа мог бы быть и третий конкурент – ОАО АЗЛК, выпускавшее автомобили того же класса, но оно прекратило своё существование несколько лет назад из-за нерентабельности производства и долгов. А вот ИЖМАШ, наоборот, несмотря на огромные долги (знать бы, какими способами!) сумел поставить на конвейер свой последний проект, который был разработан ещё в 70-х годах (!). Тем не менее, модель пользуется спросом и это представляет опасность для АВТОВАЗа. Ведь если финансовое положение конкурента значительно упрочится, он не только может отвоевать у ВАЗа покупателей заднеприводных автомобилей, но и создать вполне конкурентоспособную переднеприводную модель. Поэтому никто не сомневается, что высшее руководство АВТОВАЗа обеспокоено поиском возможных путей для упрочения положения своей фирмы и обеспечения надёжного положения в будущем.