Структура цен в ТЭКе
Основу цены, как и на товар в любой другой отрасли составляет себестоимость, состоящая из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов. Сейчас все большую роль в росте цен на продукцию этой отрасли играют внепроизводственные расходы, а в частности, затраты на транспортировку. Резко возросла доля транспортных расходов, например, в ценах на уголь в местах потребления. Так, по канско-ачинским и бородинским углям даже при перевозке на расстояние до 1 тысячи км она достигает 75-80%.
Вторая составляющая цены – прибыль, которая является выражением чистого дохода, создаваемого прибавочным трудом работника. Следует различать прибыль от реализации продукции и валовую прибыль. Прибыль от реализации является элементом цены и определяется как разность между ценой и себестоимостью, налогами, включаемыми в цены (НДС, акциз, экспортный тариф). Предприятия нефтепроводного транспорта, оказывая услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти на экспорт не включают в оплату счетов услуг НДС. Акцизом облагается только нефть и природный газ, а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Ставка акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат – 55 руб. за 1 тонну. Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза.[2] Ставка акциза (Ак, рублей за 1 тонну) для конкретного месторождения рассчитывается, исходя из системы уравнений:
Ак = Аср + О1к + О2к + О3к + Е (1 + Дк/ SДк)
Аср = S(Ак х Дк)/ SДк;
где:
1. Аср – средневзвешенная ставка акциза, установленная Федеральным законом «Об акцизах»;
2. Дк – количество (тонн) добытой и реализованной с конкретного месторождения нефти;
3. Е – поправка для выхода на средневзвешенную ставку акциза (рублей за 1 тонну);
4. О1к, О2к, О3к – отклонения, обусловленные горно-геологическими особенностями объектов разработки, различиями в заработной плате, различиями в транспортном тарифе.
Рабочая группа при Правительстве РФ рассматривает вопрос о возможном снижении акцизов на нефть на 10 руб. за 1 тонну. Для нормальной работы нефтяной отрасли необходимо снижение акциза на 30 руб. за тонну от нынешнего уровня в 55 руб. В том случае, если Правительство примет решение о снижении акциза до 45 руб. за тонну, то это позволит нефтяной отрасли России, как считают многие экономисты, сократить потери от падения мировых цен на 2 млрд. рублей.
По природному газу акциз устанавливается в процентах к стоимости реализованной продукции газосбытовым организациям и непосредственно потребителям, исчисленной исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности.