Технологические элементы процесса разработки делового кредо.
Составные части организационной культуры по уровням и методам сбора информации.
Уровень |
Методы изучения | |
Видимая часть |
I. Носители культуры |
Наблюдение Включенное наблюдение Встречи с ключевыми людьми |
Невидимая часть |
II. Нормы |
Диагностика норм |
III. Ценности |
Шкала орг. ценностей Опрос сотрудников Опросник орг. представлений | |
IV. Основные принципы |
Встречи (интервью) с основателями, руководителями и проводниками изменений |
({7},С.230)
1) Характеристика уровней
На IV уровне речь идет о фундаментальных принципах, касающихся личности, общества, коллективной деятельности и труда. Так, если руководители смотрят на сотрудников только как на подчиненных, это значит, что они не верят в из ответственность и наоборот.
На III уровне речь идет о разделяемых ценностях в социальных отношениях, демократии, равенстве шансов на получение работы, качество продукции.
Нормы II уровня - это язык, условия работы, карьера. Здесь и негативные нормы: "не гони волну", "работа не волк .", "всех дел не переделаешь".
На I уровне культура состоит из символов, объектов или фактов, имеющих значение в жизни людей, которые ориентируют или влияют на их поведение в позитивном плане: праздники, церемонии получения призов, памятные сувениры, устройство офиса, девиз организации.
2) Методы сбора информации
На I уровне - наблюдение и встречи с ключевыми людьми.
На II уровне - диагностика норм включает в себя такие элементы:
поддержка в работе;
ответственность в труде;
повышение квалификации;
контакты между руководителями и подчиненными;
политика и процедуры;
конфронтация;
климат поддержки.
На III уровне - опросник организационных ценностей включает вопросы морали, адаптации, доходов и профессионализма. Второй опросник касается ценностей: создание нового, стремления к первенству, доходов, качества, коммуникаций, склонности к риску и философии управления.
На IV уровне предметом внимания являются проблемы адаптации к внешней среде: миссия, цели, стратегии, системы управления, социальная и финансовая оценка заслуг.
Внутренние проблемы - это язык различных социопрофессиональных категорий, границы, отделяющие людей одной организации от другой. Критерии распределение власти, качество отношений между коллегами и полами, награды и наказания, идеология и философия управления.