Моделирование процесса формирования и развития организационной культуры
Организационный аспект формирования и развития культуры.
Важным моментом в становлении, формировании и развитии организационной культуры является понятие "управление персоналом", которое до последнего времени отсутствовало в нашей управленческой практике.
Основными структурными подразделениями по управлению кадрами в организации являются отделы кадров. На них возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и их переподготовки. В малых фирмах такие отделы зачастую отсутствуют. Эту функцию там выполняют менеджеры. Именно на менеджера возлагаются обязанности по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и межличностных взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными и социальными конфликтами и стрессами, оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового потенциала и потребности в персонале, маркетинг кадров, планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая адаптация работников, управление трудовой мотивации, правовые вопросы трудовых отношений.
В условиях рыночной экономики, если фирма хочет нормально функционировать, она должна быть заинтересована в их решении. Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляет возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед фирмой. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношение власти - подчинения, давление на человека сверху.
Второй - культура, т.е. вырабатываемая обществом, организацией, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности.
Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанный на купле-продаже продукции и услуг, отношение собственности, равновесие интересов продавца и покупателя.
Система управления персоналом | ||||||||||
Подсистема условий труда |
Подсистема трудовых отношений |
Подсистема оформления и учета кадров | ||||||||
Соблюдение требований психофизиологии труда |
Анализ и регул. групповых и личностных взаимоотношений |
Оформление и учет приема, увольнений и перемещений | ||||||||
Соблюдение требований тех. эстетики |
Анализ и регулирование отношений руководства |
Информационное обеспечение кадров. управления | ||||||||
Охрана труда и тех. безопасности |
Социально-психологическая диагностика |
Профориентация | ||||||||
Охрана окружающей среды |
Соблюдение эстетичных норм взаимоотношений |
Обеспечение занятости | ||||||||
Управление взаимодействия с профсоюзами | ||||||||||